Какие тенденции развития сектора транспортных услуг стали определяющими в 2017 году? Как выглядит среднестатистический пассажир поезда, и почему путешественники стали «самостоятельнее»? Эксперты «УФС» подводят первые итоги года и рассказывают о растущих направлениях рынка.
Тенденции развития транспортного рынка
Ключевая новость этого года — постепенный и уверенный выход из кризиса транспортной отрасли, что подтверждается общим приростом объемов пассажиропотока, который впервые за долгое время вплотную приблизился к показателям 2007–2008 года. Показатели ЖД перевозок впервые за 4 года показали прирост на 6%. Динамика развития туристического рынка оптимистична: доля электронных ЖД билетов растет с каждым годом, и в начале 2017 достигла отметки в 40%. В сравнении с 2012 годом объемы электронных продаж увеличились более чем на треть. На фоне этого происходит интенсивное снижение популярности «бумажных» билетов.
Очевидна тенденция смещения рынка в пользу интернет-ресурсов по продаже билетов. Пассажиры постепенно отдают предпочтение технологиям и пользуются электронной регистрацией — на первый план выходит экономия времени. Кроме того, наблюдается повышение самодостаточности туристов: россияне охотнее планируют поездку самостоятельно, без помощи операторов.
В доминирующих направлениях этого лета оказались Санкт-Петербург, Москва, Казань и Нижний Новгород. Среди самых востребованных отечественных курортов первые места заняли Сочи и Адлер. Сервисом для путешествий UFS.Travel было проведено исследование, результаты которого позволили составить портрет среднестатистического пассажира поезда. Основная аудитория — 25–34 года. Около 40%всех билетов покупают женщины от 25 до 54 лет. Самые дорогие билеты покупает аудитория мужчин 55+, их средний чек выше на 13%.
Сегодня эксперты «УФС» наблюдают возрастающий интерес путешественников к поездкам по городам России в связи с активным продвижением идеи внутреннего туризма. Согласно прогнозам компании, в следующем году эстафету лидирующих направлений перехватят города Чемпионата Мира по футболу 2018. Основной поток пассажиров-болельщиков будет передвигаться между стадионами Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Самары и других городов-участников. А с завершением работ по строительству Керченского моста в конце 2018 года и улучшением транспортной коммуникации в Крыму можно ожидать увеличение потока туристов, желающих отдохнуть на полуострове.
Рассматривая технологическую составляющую сферы транспортных услуг, стоит отметить постепенный переход от стандартизированных алгоритмов к системам, похожим по «мышлению» на человеческий интеллект. Речь идет об оптимальной сегментации аудитории, формировании персонализированного контента на базе BigData, отслеживании действий пользователя и прогнозировании его покупательского поведения. Использование нейронных сетей и машинного обучения способно в корне изменить принципы коммуникации с пользователем. Это серьезный шаг в сторону улучшения взаимодействия между человеком и интерфейсом.
Еще одной отличительной тенденцией является всеобщая мобилизация: жизнь людей сосредоточена в их смартфоне, поэтому организовать путешествие в пару касаний гораздо удобнее, чем ехать на вокзал или загружать страницу браузера. Потребители стали реагировать не только на производительность сайта и приложений, но и на гармоничный дизайн, который позволяет настроиться на нужный лад и погрузиться в атмосферу приближающегося путешествия.
Хочется отметить положительные сдвиги в сегменте автобусных перевозок. Автобусы являются популярной альтернативой железнодорожному транспорту и обеспечивают около 85% потребностей населения в междугородном и пригородном сообщении. Сейчас в России не существует единой системы бронирования электронных автобусных билетов, поэтому консолидаторы стараются объединить как можно больше систем и показывать все их предложения в единой выдаче для своих партнеров. Реагируя на потребности рынка, в 2017 году»УФС» запустила услугу продажи билетов на автобусы.
«Сегодня реализация автобусных билетов доступна турагентствам, автобусным кассам и индивидуальным предпринимателям через сервис „Электронная касса“ от „УФС“. К ней подключено 10 систем бронирования, поэтому пользователи интерфейса получают доступ к перевозкам в 50 регионах страны и ближнего зарубежья», — отмечает Алексей Астанин, генеральный директор «УФС».
Еще одним многообещающим направлением в транспортной системе становятся мультимодальные маршруты. В России этот сегмент только начинает набирать обороты, и «УФС» рада стоять у его истоков. Теперь на тех участках, где ограничено движение поездов, «УФС» предлагает своим партнерам расширенные маршруты от РЖД и ФПК. При этом не нужно покупать билеты на разные виды транспорта у нескольких перевозчиков — они все доступны в «Электронной кассе» в режиме «одного окна». В результате покупки путешественник получает единый билет. С новой возможностью бронирования билетов на автобусы, еще больше раскрылся потенциал мультимодальных перевозок. Автобусные маршруты стали дополнительным источником дохода для дистрибьюторов электронных билетов.
Отдельно скажем о мультимодальных перевозках в Крым. Сейчас сервис UFS.Travel и Онлайн-Модуль для партнеров предлагают единый билет, куда входят три поездки: на поезде, автобусе и пароме. Так как Крым отделен от остальной территории России Керченским проливом, то добраться до полуострова возможно пока только с пересадкой.
«Уже не первый год Крым — одно из самых популярных мест отдыха у российских туристов. С 2014 года спрос на билеты в этом направлении вырос в 2 раза. В 2017 году более 250 тыс. человек выбрали железную дорогу в качестве транспорта до Крымского полуострова. Поэтому мы постарались сделать покупку комбинированных билетов максимально простой и удобной для наших клиентов», — сообщает Роман Шугалей, директор онлайн сервиса для путешествий UFS.Travel.
Нововведения онлайн-сервиса UFS.Travel
Учитывая тенденцию мобилизации, в 2017 году UFS.Travel осуществил редизайн сайта и мобильного приложения «ЖД Билеты»: сервисы стали быстрее, функциональнее и гармоничнее с визуальной точки зрения.
«Мы провели огромную работу, чтобы оптимизировать все шаги покупки и сделать их удобными с позиции клиента. Из наиболее значительных доработок: мы сделали полный редизайн сайта, поменяли интерфейс мобильного приложения на iOS и Android, запустили версии сайта на английском, немецком и китайском языках. Добавили и много новых полезных функций. К примеру, теперь можно купить билет сразу туда и обратно в одном заказе как на сайте, так и в мобильном приложении „ЖД Билеты“ на iOS. Также у пользователей мобильного приложения на iOS появилась возможность добавлять пассажиров в справочник. То есть если вы уже внесли чьи-то данные в свой справочник, вам не придется вводить их повторно при следующей покупке — можно просто выбрать нужного пассажира из списка. Скоро подобная функция будет добавлена и на сайте UFS.Travel.
А совсем недавно на сайт были добавлены рейтинги поездов — теперь перед тем, как выбрать поезд, вы можете ознакомиться с его рейтингом, который составлен на основе более чем 6 000 собранных отзывов. В целом хочется отметить, что редизайн позволил нам представить сайт пользователям в совершенно новом ключе, а благодаря применению новых технологий нам удалось значительно увеличить его производительность, скорость работы и сократить время отклика на запросы пользователей. И можно сказать, что мы достигли поставленной цели: сделали сайт уникальным, удобным, создали на его страницах особенную атмосферу путешествий. Благодаря этому, согласно нашим данным, пользователи стали задерживаться на сайте на 56% дольше, а конверсия в покупку билетов выросла на 16%»,— говорит Роман Шугалей, директор онлайн сервиса для путешествий UFS.Travel.
В этом году UFS.Travel заявил о себе на мировом рынке благодаря интеграции с «Google Авиабилеты». Предложения компании стали доступны для иностранцев, которые путешествуют или отправляются в командировки по России. Еще одно значимое достижение для компании — заключение партнерства с платежной платформой «Инвойс Бокс» и системой PayPal, доступной с марта 2017 годакак на сайте, так и в мобильном приложении на базе iOS. Более того, с введением функции планирования маршрута туда-обратно, UFS.Travel добился увеличения количества билетов в одной транзакции с 1,23 до 1,4.
Средний чек за заказ ЖД билетов, по данным UFS.Travel, составляет от 2400 до 3600 рублей, в зависимости от сезонности и устройства, с которого была совершена покупка. Средний чек за заказ авиабилетов составляет от 9000 до 16 000 рублей.
«Подводя итоги развития рынка транспортных услуг, стоит сказать о стабильном росте онлайн-каналов. Также мы видим перспективу роста продаж электронных билетов в коммерческих офлайн кассах на фоне снижения популярности касс перевозчика. Среди трендов особенно выделяется развитие мультимодальных маршрутов и возможность бронирования электронных автобусных билетов. Сектор транспортных услуг не стоит на месте, и чтобы предвосхищать его потребности и идти в ногу со временем, мы предлагаем новые возможности для своих клиентов и партнеров», — комментирует Алексей Астанин.
По материалам: www.trn-news.ru